Эта тема адресована родителям детей от примерно 5 до 8-9 лет. Возьмите 6 пуговиц одного размера и цвета. Разложите их на столе в один ряд через небольшие расстояния. Под этим рядом сделайте внизу еще один ряд пуговиц, который будет соответствовать верхнему ряду. Спросите ребенка, одинаковое ли количество пуговиц в обоих рядах. Дальше на глазах ребенка увеличьте расстояние между пуговицами нижнего ряда, и спросите его: "А теперь одинаково ли количество пуговиц в этих рядах?" Вы не поверите, но некоторые дети, в основном дошкольники, ответят, что в нижнем ряду пуговиц больше!
Следующая проба. Вы рисуете на одном листе бумаге бутылочки с пробкой. Этих бутылочек у вас будет всего 6. Первая в верхнем ряду слева стоит, следующая за ней наклонена вправо на 45", следующая лежит, повернутая горлышком вправо. В нижнем ряду первая бутолочка лежит, повернутая горлышком влево, затем бутылочка наклонена на 45", при этом стоя на горлышке, и, наконец, бутылочка стоит горлышком вниз. Теперь наливаем в бутылочку воду - отметьте синим карандашом уровень воды (примерно, половину бутылки) и закрасьте воду. Предложите ребенку продолжить - нарисовать уровень воды в бутылке. Скажите: "Видишь, в бутылочке вода, нарисуй, где будет вода, если бутылочку наклонять". Дети, которые нарисуют воду так, как будто она приклеилась ко дну бутылочки, а также те, кто скажет, что пуговиц стало больше, демонстрируют феномены Пиаже, названные по имени психолога, который их открыл. Существуют и другие пробы Пиаже, а объяснение кроется в особенностях детской логики.